Вино оглушает человека, дает возможность забыться, искусственно веселит, раздражает; это оглушение и раздражение тем больше, чем меньше человек развит и чем больше сведен на узкую пустую жизнь.
А. И. Герцен
|
Обширный ум, охватывающий все тайны природы, спасает жизнь человека, находящегося в опасности, борется с болезнями, постигает высокие материи, дает правила наукам и законы государствам — словом, делает все то, на что не способна простая человеческая сила.
Лопе де Вега
|
Я... не знаю ничего более преступного, более низкого и более смехотворного, чем ложь. Это — порождение злобы, трусости, тщеславия, но как правило, ни одно из названных чувств не достигает с ее помощью своей цели, ибо всякая ложь рано или поздно выходит на свежую воду.
Ф. Честерфилд
|
Я не знаю, какой выгоды ждут для себя те, кто без конца лжет и притворяется; на мой взгляд, единственное, что их ожидает, так это то, что если даже им случится сказать правду, им все равно никто не поверит.
М. Монтень
|
Если труд целой жизни человека поносится одним легкомысленно кинутым словом, то на это и отвечать было бы нечего; но если слово это содержит в себе прямое обвиненье, то на него отвечать должно, и отвечать не ради личности своей, а ради дела.
В. И. Даль
|
Изображать одни отрицательные стороны жизни — вовсе не значит клеветать, а значит только находиться в односторонности; клеветать же — значит возводить на действительность такие обвинения, находить в ней такие пятна, каких в ней вовсе нет.
Б. Г. Белинский
|
Нет, зависть — совсем не то мелкое, дрянное чувство, каким представляется. Зависть — часть протестующей природы, сигнал, который чуткие души должны улавливать. Но нет несчастнее людей, пораженных завистью.
Ю. Трифонов
|
Человек любопытный и докучливый обычно также и завистлив; ибо вряд ли он так вникает в чужие дела потому, что это касается до него самого; нет, он дивится на чужое счастье. И напротив, кто ведет лишь свои дела, мало находит пищи для зависти...
Ф. Бэкон
|
Кто в этом мире может уберечься от завистников? Чем выше стоит человек в мнении своих сограждан, чем важнее и почетнее пост, который он занимает, тем быстрее он становится мишенью для злобной зависти: на него изливаются целые потоки грязи, океаны клеветы.
Ж. Амаду
|
Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник и доносчик.
В. О. Ключевский
|
Чтобы кого-либо вылечить, нужно сперва поставить правильный диагноз. А чтобы суметь поставить правильный диагноз, нужно обладать не только основательными медицинскими познаниями, но и подлинной заинтересованностью в излечении болезни. Недостаточно быть врачом, надо еще уметь помочь.
Б. Брехт
|
Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно быть и всем хорошо!
М. М. Пришвин
|
Самый крепкий организм надламывается или по крайней мере истаскивается и утомляется, когда он чересчур роскошно пользуется разнообразными дарами природы.
Д. И. Писарев
|
Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке.
Д. И. Писарев
|
В юности путешествия служат пополнению образования, в зрелых годах — пополнению опыта... Не странно ли, что в морских плаваниях, где нечего видеть, кроме неба и вод, люди ведут журнал; а в путешествиях сухопутных, где столь многое можно наблюдать, они большей частью пренебрегли этим обычаем, словно случайность — более достойный предмет для пера, нежели наблюдения. Итак, пусть наш путешественник ведет журнал.
Ф. Бэкон
|
Дорога удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной... она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.
С. Т. Аксаков
|
Человек является вершиной и высшим отпрыском всего органического мира, а все нижестоящие существа являются подготовкой и постепенным приближением к человеческому величию; все они как бы помогают в движении к человеку, внося свой вклад в его формирование.
Я. Снядецкий
|
Природа для меня, огонь, вода, ветер, камни, растения, животные — все это части разбитого единого существа. А человек в природе — это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.
М. М. Пришвин
|
Преобразование природы и управление ею начинается с себя: с малолетства нас учат управлять собой, и "умными" мы называем тех, кто научился управлять своей природой, своим талантом.
М. М. Пришвин
|
Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу.
М. М. Пришвин
|
Искусство и наука — будто двери из мира природы в мир человеческий: через дверь науки природа входит в мир человека, и через дверь искусства человек уходит в природу и тут себя сам узнает и называет природу своей матерью.
М. М. Пришвин
|
В лесах — наше будущее, судьба наших урожаев, наших полноводных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры. Поэтому лес надо беречь, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи.
К. Паустовский
|
Человек никогда не сможет удовлетвориться одним тем, что дала ему природа; деятельное вмешательство его самого будет необходимо. Подобно тому, как он изменил природу животных и растений, человек должен будет изменить и свою собственную природу для того, чтобы сделать ее гармоничнее.
И. И. Мечников
|
Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменять лишь формы веществ. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы.
К. Маркс
|
Любовь к родине, чем и пишется национальная история, немыслима без бережного обхождения с дарами природы, предоставленными в распоряжение не одного, а тысячи счастливых и разумных поколений.
Л. Леонов
|
В пределах одной человеческой жизни трудно заметить происходящие в природе изменения; шаг времени у нас другой, чем у нее, и трехсотлетний возраст сосны соответствует нашим восьмидесяти. Мы покидаем мир приблизительно таким же, каким застали его при появлении на свет.
Л. Леонов
|
Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы, есть доказательство того, что это отражение (в пределах того, что показывает нам практика) есть объективная, абсолютная, вечная истина.
В. И. Ленин
|
Природа никогда не борется с человеком, это пошлый религиозный поклеп на нее, она не настолько умна, чтобы бороться, ей все равно... Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам; она, продолжая свое дело, бессознательно будет делать его дело. Люди это знают, и на этом основании владеют морями и сушами.
А. И. Герцен
|
Достижение славы похоже на достижение смерти. Только в могиле покойники просто лежат и лежат. А в славе люди лежат беспокойно потому, что у славного покойника остается одна беспокойная мысль: а что как слава сойдет?
М. М. Пришвин
|
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
Д. И. Писарев
|
То обстоятельство, что вот именно этот великий человек появляется в данной стране, в определенное время, конечно, есть чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такой заместитель находится,— более или менее удачный, но с течением времени находится...
Ф. Энгельс
|
Воздержимся от всякого идолопоклонства, даже в отношении великих людей, хотя оно наиболее простительно... Мы отлично знаем, что все люди подвержены слабостям, что им свойственно ошибаться. Ошибаются и самые мудрые. Не будем же человека почитать богом.
А. Франс
|
Выдающиеся умы, подобно книгам, имеют свою судьбу. И нельзя сказать, что судьба их «куется» ими самими. Она определяется той ролью, которую играет их родина в ходе культурного развития человечества.
Г. В. Плеханов
|
«Великие» люди родились не в одно время с «маленькими»,— они выросли после, на труде маленьких. Великие люди — это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла — догадки, сметки. Это люди, которые умеют воплощать свои наблюдения над явлениями природы и социальной жизни «маленьких» в руководящие идеи, в формы научных теорий, законов науки и произведений искусства.
М. Горький
|
Источник всего нового есть старое; по крайней мере старым приготовляется новое. В гении не столько поражает находчивость нового, сколько смелость противопоставить его старому и произвести между ними борьбу на смерть.
В. Г. Белинский
|
Портретист, который не желает более выражать в портрете характер, историю личности — что это за портретист, что за художник, куда он годен? Не хуже ли последней самой ничтожной фотографии будут его произведения?
В. В. Стасов
|
Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину! Право, было бы смешно, если бы самое главное у художника была его рука... которая является лишь скромной служанкой мысли.
Р. Роллан
|
На портрете, сделанном великим живописцем, человек более похож на самого себя, чем даже на свое отражение в дагерротипе, ибо великий живописец резкими чертами вывел наружу все, что таится внутри того человека и что, может быть, составляет тайну для самого этого человека.
В. Г. Белинский
|
Можно смело утверждать, что труд скульптора буквально заставляет заниматься самообразованием. Все виды человеческой деятельности хочется знать, чтобы передать в портрете или статуе не приблизительную, а полную и типичную правду о человеке.
3. Азгур
|
Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление.
А. П. Чехов
|
...музыкальный материал, т. е. мелодия, гармония и ритм, безусловно неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей.
П. И. Чайковский
|
Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас. Это дало особый склад и физиономию русской музыке и призвало ее к своим особенным задачам.
В. В. Стасов
|
Люди во всем мире получают удовольствие, слушая прекрасные звуки, но если это удовольствие не оживляется привычными модуляциями мелодии, оно не вызовет восторга и не перейдет в наслаждение.
Ж.-Ж. Руссо
|
Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг... Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три основных условия народного театра.
Р. Роллан
|
Театральная сцена не ниже научной кафедры. Театральная сцена — тот стул, на который садится философия и, воплощая слово в живых, действительных идеях и примерах, избавляет общество от труда воспринимать их только воображением.
М. Л. Налбандян
|
Существует как бы целая династия могучих и своеобразных умов, сменяющих друг друга и обладающих особым даром — средствами театра оживлять, приводить в движение и доносить до народа великие творения поэтов.
B. Гюго
|
Критика должна состоять в том, чтобы сравнить и сопоставить данный факт не с идеей, а другим фактом; для нее важно только, чтобы оба факта были по возможности точно исследованы и чтобы они представляли из себя, один по отношению к другому, различные моменты развития...
В. И. Ленин
|
Писатель прежде всего — критик: без глубокого критического анализа он не может создать художественного произведения. Объектом этой критики является обыкновенно собственное его произведение.
Я. Колас
|
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
А. Франс
|
Превыше всего — уметь подслушать стук сердца народа, уметь открыть иероглифы легенд ключом собственной счастливой интуиции, уметь возобновить образы прошлого... вот задание поэта, вот его неоглядная нива.
В. Сырокомля
|
Мне кажется, что в стихах, как и в прозе, прежде всего нужна мысль; отсутствие мысли может быть замаскировано фантастическими арабесками и затушевано гладкостью и музыкальностью стихов; но то, что лишено мысли, никогда не произведет сильного впечатления.
Д. И. Писарев
|
И вот вам совет, как надо проверять хороших поэтов. Если поэт не поется, то пусть бросит стихи и пишет прозой,— он, быть может, окажется прекрасным прозаиком. Стихи его сами должны петь, петь внутренне, в вашей душе, если вы читаете стихи про себя, невольно ритмитизироваться и мелодизироваться, если вы читаете их вслух.
А. В. Луначарский
|
Поэт начинается не тогда, когда он узнает, что «папа-мама» — не рифма, и даже не тогда, когда он добивается способности вчертить любое свое наблюдение в метрическую схему, а тогда, когда он твердо знает, что хочет сказать, когда он почувствует необходимость высказаться и сумеет найти соответствующую своей задаче форму.
М. Луконин
|
Поэзия всегда была, есть и будет, потому что она — проявление жизни. Можно не любить отдельные стихи, отдельных поэтов. По нельзя не любить или не понимать поэзии, без нее невозможно жить, она — свойство жизни.
М. Луконин
|
Стихи, которые писались легко, бывает трудно читать. Стихи, которые писались с трудом, бывает легко читать. Форма и содержание — это как одежда и человек. Если человек хороший, умный, благородный, почему бы ему не носить соответствующей одежды. Если у человека красивое лицо, почему бы ему не иметь и красивых мыслей.
Р. Гамзатов
|
Проза летает дальше, но поэзия взлетает выше. Проза похожа на большой самолет, который может спокойно облететь вокруг земного шара. Поэзия же — как истребитель-перехватчик, она свечой взмывает с места в зенит и в мгновение ока настигает большой самолет прозы, как бы высоко он ни летел.
Р. Гамзатов
|
И когда афористичность слов сочетается с тем, о чем ты говоришь, с лиризмом, когда интимное становится общедоступным и организует чувства человека в прекрасное,— вот такую поэзию я признаю и стремлюсь к ней.
П. Бровка
|
Литература — это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. Когда же люди подходят к этому храму с мелкими честолюбивыми стремлениями, корыстолюбивыми целями и со склонностью ко лжи — это величайшее преступление, совершаемое против народа.
С. Г. Шаумян
|
Самые замечательные писатели бывают всегда самыми строгими критиками своих произведений: они пересматривают, исправляют, отделывают и шлифуют их, пока не убеждаются, что довели их до совершенства.
Ф. Честерфилд
|
Литература, высокомерно отрывающаяся от народа, подобна растению, вырванному с корнем. Сердце народа — вот где поэзия и искусство должны черпать силы, чтобы непрестанно зеленеть и цвести. Оно для них — источник живой воды.
А. Франс
|
Здоровая традиция всякой литературы, претендующей на воспитательное значение, заключается в подготовлении почвы будущего... литература проводит законы будущего, воспроизводит образ будущего человека.
М. Е. Салтыков-Щедрин
|
«Я пишу не чернилами, как другие,— говорил Берне,— я пишу кровью моего сердца и соком моих нервов». Так и только так должен писать каждый писатель. Кто пишет иначе, тому следует шить сапоги и печь кулебяки.
Д. И. Писарев
|
Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала,— идеала добра, света и истины.
Н. А. Некрасов
|
И недаром литературу называют памятью народа. Эта память, хранящая для поколений правду прошлых дней, должна быть кристально честна. Здесь, в этой точке,— вся глубина ответственности писателя, создающего произведения о войне.
С. Михалков
|
Почти у всякой русской писательской могилы - у могилы Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Толстого и многих других — почти у всех можно провозгласить страшную революционную анафему против старой России, ибо всех их она либо убила, либо искалечила, обузила, обгрызла, завела не на ту дорогу.
А. В. Луначарский
|
Классический век для каждой национальной литературы — это вовсе не наиболее блестящий в политическом или культурном отношении век. Это первый век относительной, первоначальной, я бы сказал, отроческой зрелости интеллигенции данной нации.
А. В. Луначарский
|
Любое племя на земле владело в детстве поэтическим зеркальцем, где причудливо, у каждого по-своему, отражался мир: так первые впечатления бытия слагались в эпос, бесценное пособие к познанию национальной биографии наравне с останками материальной культуры.
Л. Леонов
|
Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, по живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам и так далее.
В. И. Ленин
|
Литература, кроме «отражения», — еще разлагает старое, из его обломков созидает новое, отрицает и призывает... Как ноги уносят человека, положим, от холода и тьмы к жилью и свету, так слово, искусство, литература — помогают человечеству в его движении от прошлого к будущему.
В. Г. Короленко
|
Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играют наблюдение, сравнение, изучение; художнику, так же, как ученому, необходимо обладать воображением и догадкой — «интуицией».
М. Горький
|
Так же как политика является акцией против несовершенства планеты, ибо только потому, что ничто на Земле не удовлетворяет, приходится заниматься политикой, так и литература является акцией против несовершенства человека.
Б. Брехт
|
...только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть именно человеческая, которая в то же время есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может...
В. Г. Белинский
|
Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными,— это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух — тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте — как в речи.
Ф. И. Шаляпин
|
Художник должен уметь все возвысить; он подобен насосу, кишка которого доходит до недр вещей, до самых глубоких русл. Он впитывает и гигантскими снопами выбрасывает к солнцу то, что было распластано под землей и чего не было видно.
Г. Флобер
|
...автор, черпающий материал из прошлого,— сын не старого, а нового времени и пишет для современников; рассматривая первоначальную сущность призрака, он не теряет из виду его современного облика...
Л. Фейербах
|
Почти всякий труд состоит в повторении усвоенного. Попробуйте повториться в искусстве. Художник умирает, если повторяется. Мечта его жизни — выразить себя отлично от других и отлично от того, чем он однажды уже был.
К. Федин
|
Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.
Л. Н. Толстой
|
Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.
В. Сухомлинский
|
...искусство — это важнейшая и серьезнейшая область жизни, высокая миссия человеческой культуры... В сознании людей оно занимает такое же почетное место, как наука... Короче говоря, оно приравнивается к высшим духовным интересам человечества.
Манн
|
Я уверен, что каждый человек носит в себе задатки художника и что при условии более внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти задатки могут быть развиты. Человеку ставится задача: найти себя, свое субъективное отношение к жизни, к людям, к данному факту и воплотить это отношение в свои формы, в свои слова.
М. Горький
|
Что такое я сам? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость — все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд — труд коллективного существа, и носит он имя Гёте.
И. Гёте
|
Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства,— это скука. Она столь же сильна, как — в противоположном случае — удовольствие. Искусство должно быть средством воспитания, но цель его — удовольствие.
Б. Брехт
|
Пока я сознаю, что вызванные мною образы принадлежат только моему воображению, до тех пор я тешусь ими, я властвую над ними и волен избавиться от них, когда захочу. Но как только яркость вызванных образов ослепила меня, как только я забыл свою власть над ними, так эта власть и пропала.
Д. И. Писарев
|
...вдохновение... есть не что иное, как то, что находящийся в состоянии вдохновения весь поглощен предметом, всецело уходит в него и не успокаивается, пока он не найдет вполне соответствующую художественную форму и не даст ей последнего чекана, не доведет ее до совершенства.
Г. Гегель
|
Творчество — это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты. Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.
В. Сухомлинский
|
...творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека, она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена при творчестве на то, что происходит в душе изображаемого мира.
К. С. Станиславский
|
Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка,— вот соблазнительный и опасный путь творчества.
М. М. Пришвин
|
Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
И. А. Гончаров
|
Творчество всякого талантливого автора обязательно отражает его личность, ибо в том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается вполне индивидуально, психикой художника.
В. В. Боровский
|
Для того, чтобы созрела творческая мысль... необходимы корни знаний, проникающие в глубину человеческой культуры, истории, широко разветвленные в области познания человеческого характера, его чаяний, интересов и надежд.
Г. Александров
|
Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески...
Ф. И. Шаляпин
|
Никто не может сказать про себя — есть ли у него талант и к чему именно — это должно созреть в человеке, как плод на дереве, но всякому, даже лишенному творческого дара, необходимо сосредоточиться и придать себе известное направление, а то непременно рассыплешься весь и не соберешь себя потом.
И. С. Тургенев
|
Когда я вижу человека талантливого или умного, который в чем-то искусней или красноречивей других, я не могу не влюбиться в него и тогда отдаюсь ему безраздельно, так что уже перестаю принадлежать себе...
Микеланджело
|
Талант — нечто настолько таинственное, что, когда всё будут знать про Землю, про ее прошлое и будущее, когда всё будут знать про Солнце и звезды, про огонь и цветы, когда всё будут знать даже про человека,— в последнюю очередь все-таки узнают, что такое талант...
Р. Гамзатов
|
Способность к художественному творчеству есть прирожденный дар, как красота лица или сильный голос; эту способность можно и должно развивать, но приобрести ее никакими стараниями, никаким учением нельзя. Poetae nascuntur (поэтами рождаются).
В. Брюсов
|
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
|
Как часто это бывает, что повторяешь вещи, не обдумав их, потому только, что они сказаны хорошо. Не повторяй ничего слышанного, как бы оно ни поразило тебя, не обдумав его спокойно и не согласовав его в спокойном состоянии с собственным направлением.
Л. Н. Толстой
|
Удивление радостное питает зоркое внимание и открывает нам новые черты в старом мире. Кто испытал это сам, тому страстно хочется опять удивляться и опять вниманием своим открывать новый мир.
М. М. Пришвин
|
...если вы из общественности ничего не вынесли — ни глубокого верования, ни жажды перестройки, ни великого эпоса, ни великой скорби, ни страстного упования, ни рыдающего смеха,— какой же вы художник?
Я. П. Огарев
|
...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
Ф. Энгельс
|
|